Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 19.05.2024, 10:06

МКОУ "Еманжелинская С(К)ОШ "

Меню сайта
Категории раздела
разработки уроков [20]
воспитательские занятия [11]
рабочие программы [52]
общешкольные праздники [13]
из опыта работы [1]
Доклады [5]
портфолио [2]
предметные недели [3]
планы по самообразованию [0]
классное руководство [12]
Прочее [6]
Проектная работа [2]
Надомное обучение [1]
консультация психолога [9]
Циклограмма рабочего времени [8]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог файлов


"Урок и психологическое здоровье школьника"
[ Скачать с сервера (31.0 Kb) ]02.12.2018, 09:38
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Еманжелинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовила: педагог-психолог
Нигматуллина Е.С.

с.Еманжелинка
2017г.

Известно, что психическое здоровье ребенка является предпосылкой его эмоционального благополучия и физического здоровья. Оно же является залогом хорошей школьной успеваемости, последующей успешной социализации и решения вопроса о выборе жизненного пути.
Как сохранить здоровье школьника во время обучения и непосредственно на уроке? Существует несколько важных условий.
Во-первых, обучение должно строиться на основе следующих принципов:
1) Принцип комфортности.
Создание в классе спокойной, доброжелательной атмосферы, вера в силы ребенка, осознание им процесса учения, понимание учителем и родителями значимости знаний о здоровье, организация двигательного режима учащихся, недопустимости перегрузок.
2) Принцип деятельности.
Добываем знания: ребенок получает знания не в готовом виде, а добывает их сам в процессе своей собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания.
3) Принцип творчества.
Максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности, приобретение школьниками собственного опыта творческой деятельности. Умение создать новое, находить нестандартное решение жизненных проблем.
Во-вторых, урок обязательно должен включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя. Рассмотрим подробнее каждое составляющее.
Итак, работа с телом подразумевает обязательное соблюдение гигиенических требований к организации и проведению урока:
1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
2. Число видов деятельности: 4-7.
3. Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
4. Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
5. Число видов преподавания: не менее 3.
6. Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
Соблюдение принципов работы учителя на уроке помогают сохранить здоровье «тела»:
1. Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
2. Принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
3. Интерактивный режим (работа в группах).
4. Эмоциональная насыщенность (положительная мотивация на уроке, эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).
Немного коснулись понятия о двигательном режиме. Рассмотрим его подробнее. Сущность урока состоит в том, что этот урок, обеспечивающий ребенку и учителю сохранение и увеличение запаса их жизненных сил от начала к концу урока, то есть добавляющий детям и учителю здоровья. А для этого дети не менее 20% времени урока должны находиться в состоянии двигательной активности.
Это достигается путем использования упражнений, несущих в себе здоровьесберегающую направленность. Также необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме урока, можно использовать музыкальное сопровождение, игры для снятия напряжения мышц глаз. После длительного сохранения статической позы полезно проводить физические минутки для снятия с мышц туловища утомления, для улучшения мозгового кровообращения, для мобилизации внимания. Часть урока (3-5 минут) дети могут обучаться стоя. Оздоровительные двигательные минутки, игровые двигательные минутки не должны приводить к нарушению дисциплины в классе. Использование физкультминуток позволяет использовать оставшееся время урока гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся. После физкультминутки ребята становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний.
Как пример, физминутка “Близнецы”: учащиеся встают и выходят из-за парт. Они кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- присесть;
- встать;
- встать на цыпочки;
- наклониться влево;
- наклониться вправо;
- прогнуться назад;
- постоять на правой ноге, согнув левую в колене;
- постоять на левой ноге, согнув правую в колене;
Ребята должны выполнять команду слаженно и очень тихо.
Также полезны дыхательные упражнения. Они способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке. Важно все упражнения проводить в хорошо проветриваемом помещении.
Далее рассмотрим сохранение здоровья на уроке путем работы с душой. Если для традиционного урока главное-дисциплина и успешность выполнения заданий, то для здоровьесберегающего - учет психофизического состояния школьников.
А для этого полезно в начале урока провести экспресс-оценку эмоционально-психологической атмосферы в классе по следующим показателям:
1. Возбуждены, например, после урока физкультуры
2. Утомлены, выглядят уставшими.
3. Взволованы, тревожны, чем- то обеспокоены.
4. Насторожены, напряжены, враждебны (обычно – установка на конкретного учителя)
5. Дурашливы, расторможены, расслаблены.

При работе с «душой» очень важен положительный настрой – эмоциональное вхождение в урок. В начале каждого урока полезно использовать упражнения, направленные на активизацию всех систем организма.
Рассмотрим несколько эмоциональных разминок, которые рекомендуется использовать обычно перед началом занятий.
1. Поделись улыбкою своей.
Дети становятся в круг и «дарят» друг другу улыбки, тепло своих рук, хорошее настроение, добрые пожелания, комплименты.
2. Выбери себе настроение.
Начинается каждый урок с приветствия в парах, в группах, в кругу или в какой-либо другой форме. Такое приветствие выполняет функцию положительного эмоционального настроя на данный урок. Кроме того оно может органично переходить в тему урока.
Следующее условие при работе с «душой» - это создание доброжелательной атмосферы на уроке. Для этого необходимо, чтобы всегда весь урок проходил непринужденно, чтобы тон учителя был бодрым и дружелюбным, а для учащихся создавалась бы располагающая к занятиям обстановка. Высказывания педагога должны быть положительно эмоционально окрашены и содержать собственное отношение и чувства "Вы меня порадовали!» , «Мне стало легко и хорошо, когда я услышал ваш ответ. » , «Прекрасно! Так держать!» и т. д. Педагог должен избегать любых замечаний в адрес детей по поводу дисциплины, особенно замечаний, задевающих чувство их собственного достоинства. Известно, что невозможно воспитать у ребенка уважение к себе и желание быть достойным, если постоянно унижать его. Учителю необходимо обнаружить у учащегося достоинства и их стимулировать, а нежелательные проявления в поведении устранять путем договора. Фраза «Давай договоримся» - это одно из эффективнейших способов, обеспечивающих людям возможность мирного сосуществования.
Очень желательно, чтобы дети постоянно слышали спокойный, ласковый тон учителя, обращение к себе по имени, видели улыбки на лицах учителей. Важно, чтобы дети ощущали абсолютное уважение к любому мнению и любому ответу каждого ученика, далее если этот ответ не совсем верный, получали одобрение наиболее удачных ответов, а также своих достижений.
Важное условие сохранения здоровья школьников заключается в том, что учителю в первую очередь самому необходимо стремиться быть здоровым и показывать детям в этом пример, выполняя в полную силу и со всей мерой серьезности все то, о чем он говорит детям и что с них требует: если это гимнастика, то учитель выполняет ее вместе с детьми на уровне своих возможностей; если это рефлексия, то учитель тоже рассказывает о своих наблюдениях за собой; если это практическая работа, то учитель принимает а ней полноценное участие наряду с учащимися и т.д.
Также, сохраняя здоровье души, важна эмоциональная удовлетворенность. Достичь её помогут многократные зарядки – релаксации, на которые отводится 3-5 минут. Цель релаксации – снять напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, заинтересованность чем-нибудь новым, необычным. Релаксация должна освобождать ученика на какое-то время от умственного напряжения.
Разновидностью музыкальной разрядки могут быть эмоциональные игры. Например, учитель просит учащихся:
- нахмуриться, как осенняя тучка, злой волшебник;
- удивиться, как ребёнок, впервые увидевший радугу;
- испугаться, как мышка, попавшая в клетку;
- заскучать, как от долгого ожидания;
- улыбнуться, как солнышко.
Примером психологической разрядки может быть смех. Смех резко активизирует мозговую деятельность и является надежным обезболивающим способом. Когда человек смеется, работают приблизительно 80 мышц тела. Одна минута смеха равна 45 минутам выполнения физических упражнений и продолжает жизнь на время (по разным данным) от 15 до 60 минут.
Как упоминалось выше, для сохранения здоровья школьников необходима работа с разумом. В этом помогут приемы, повышающие интерес ученика к учебному материалу, так называемые приемы «входа в урок». Ожидание необычного, особая заинтересованность очень эффективны на уроке.
1. Один из самых простых и действенных приемов – игра с различными предметами.
2. Отсроченная отгадка. В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом. Иногда, используя этот прием, можно внести «чёрный ящик», или рождественский « носок», или корзиночку Красной Шапочки и т.п.
3. Фантастическая добавка.
4. Лови ошибку. Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки.
Говоря о работе с разумом, нельзя не сказать о важности разноуровневого обучения. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание. Можно использовать три уровня сложности. Первый уровень - базовый, второй - повышенной трудности, третий - творческий. Можно применять разные уровни заданий, как в классной, так и в домашней работе. Это позволяет повысить самооценку учащихся, дифференцировать их нагрузку, воспитывать у ребенка чувство собственного достоинства. В результате личностный рост каждого ученика имеет позитивную динамику.
Рефлексию также можно включать в разные этапы урока, что обеспечит учителю обратную связь с учащимися. Умело проведенная рефлексия, дает учителю возможность понять:
- насколько дети осознают, что и как они делали на уроке;
- что им помогало и что мешало в работе;
- что нового для себя они узнали; что смогут и готовы использовать в своей жизни за пределами урока и школы;
- что и как в них изменилось за ту или иную единицу времени.
Работая с учениками, важно учитывать особенности обучения мальчиков и девочек. Девочки опережают своих сверстников в развитии фонематического слуха, умении и ориентироваться на плоскости. Девочки лучше усваивают информацию, когда им известен алгоритм, когда информация уложена в схему. Девочки все слышат и во второй, и в третий раз. Они послушно повторяют. Мальчики отстают в развитии Мальчикам необходимо обучение, основанное в первую очередь на целостном подходе, с опорой на конкретность, жизненность. Мозг мальчиков не воспринимает повторов и автоматически выключается.
Девочки после начала занятий быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Не зная ответа на вопрос, девочки прямо скажут об этом. Для того чтобы поддержать девочку ей надо сказать: «Задание не очень сложное, ты такое уже делала». Мальчики отстают. Однако мальчикам потом нужен высокий темп, и, как только начинаются повторения, закрепления, внимание у них ослабевает. Мальчики готовы отвечать на любой вопрос, лишь бы не произнести: «Не знаю». Мальчика же следует поддержать словами: «Задание очень сложное, но ты справишься».
Девочкам мешает быстрый темп работы, они лучше работают на пошаговых технологиях, эффективнее выполняют задания не новые, а типовые, шаблонные. Поисковая деятельность в ситуациях неопределенности для них дается сложно. Девочки ждут от учителя разъяснения каждого шага, легко усваивают алгоритмы, поэтому лучше пишут диктанты. У мальчиков хорошо развита поисковая деятельность. Но их необходимо включать в поисковую деятельность. Они лучше работают тогда, когда характер вопросов – открытый, когда нужно самому додуматься, сообразить, а не когда нужно просто повторить за учителем и запомнить информацию. Мальчики лучше пишут сочинения. Для девочек соревнование надо использовать очень аккуратно, есть возможность всех их перессорить. Девочки, если поссорятся – в ситуацию вовлечен весь класс. Они переживают, обсуждают подробности, могут весь урок обижаться, а то и несколько дней и месяцев. У девочек с педагогами контакт теснее. У мальчиков хорошо работает соревнование. Мальчики поссорились – подрались, на следующей перемене они уже общаются, лучшие друзья. Мальчики эмоционально сдержанны, контакты поверхностные, конкретны е
В заключение подытожим правила здоровьесбережения на уроке:
1. Соблюдение санитарных условий в кабинете: качественное освещение класса и доски, соблюдение температурного режима, чистоты и свежести воздуха, отсутствие звуковых раздражителей. Утомляемость у учеников непосредственно зависит от соблюдения данных условий.
2. Оптимизация деятельности учащихся. Средняя частота и продолжительность сменяемости разных видов учебной деятельности (приблизительная норма – 8-10 минут).
3. Количество видов учебной деятельности, которые использует учитель. К их числу относятся: письмо, практические занятия, опрос учащихся, слушание, решение примеров задач, пересказ, изучение наглядных пособий. 5-8 видов за урок считается нормой. Однообразность урока приводит к утомлению учеников. С другой стороны слишком частые смены видов учебной деятельности требуют у школьников дополнительных адаптационных затрат, а это также способствует повышению утомляемости.
4. Количество видов преподавания, используемых учителем: наглядный, самостоятельная работа, словесный и т.п. (норма – не менее 4-х за урок).
5. Чередование видов преподавания (через 12-15 минут).
6. Благоприятный психологический климат, служащий одним из показателей у спешности проведения урока. А наличие психофизическое напряжения показывает, что на уроке преобладают разрушающие здоровье тенденции.
7. Физкультминутки являются обязательными (норма – на 10-20 минут урока по 2 минуты из 4-х легких упражнений с 5-6 повторениями каждого).
8. Включение в урок вопросов, связанных со здоровым образом жизни и здоровьем: выработка понимания необходимости здорового образа жизни, формирование понимания ребенка о том, что здоровье - высшая ценность. Умение учителя подчеркнуть вопросы, касающиеся здоровья является одним из показателей его педагогического мастерства.
9. Длительность применения технических средств обучения (10-12 минут за урок).
10. Использование видеоматериалов для обсуждения, дискуссии, привитие интереса к предмету.
11. Использование методов, которые способствуют активизации творческого самовыражения у школьников. К таковым относятся активные методы: ролевая игра, семинар, дискуссия в группах), методы свободного выбора (выбор приемов взаимодействия, свободная беседа, свобода творческой мысли и т.д.), методы, направленные на развитие и самопознание (взаимооценка, самооценка и др.).
12. Грамотное пресечение на уроке конфликтов между учителем и учениками, возникающих из-за несогласия с отметкой, нарушения дисциплины и т.д. Умение учителя нейтрализовать подобные конфликты без нарушения работы всего класса – проявление его способности управления учебным процессом.
13. Момент наступления снижения учебной активности учащихся из- за утомления (не ранее чем за 10-15 минут до конца урока). Наблюдается в ходе возрастания пассивных и двигательных отвлечений учеников на уроке.
14. Количество времени, затраченного детьми на учебную работу (норму составляет диапазон от 65% до 83%).
15. Особенности и темп окончания урока. К негативным показателям относятся нехватка времени на вопросы для учеников, слишком быстрый темп заключения урока, запись домашнего задания без необходимых комментариев и объяснений, задержка учащихся после звонка на перемену.
16. Желательно, чтобы окончание урока было спокойным, чтобы ученики могли задать интересующие вопросы учителю, учитель мог объяснить задание на дом.
17. Важным показателем эффективности проведенного урока можно считать вид учеников после урока: либо умеренно-возбужденное, спокойно-деловое, либо агрессивное, растерянное, утомленное, фрустрированное .
Таким образом, на правильно организованном с позиции здоровьесбережения уроке весь процесс обучения проходит в значительной степени эффективнее, ученики получают знания без лишнего стресса, с интересом и удовольствием, усталость возникает на последних минутах урока, школьник успешен и удовлетворен. Использование вышеперечисленных приёмов и соблюдение необходимых условий на уроке способствуют сохранению психологического и физического здоровья школьников.
Категория: консультация психолога | Добавил: katerina06041980
Просмотров: 376 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Адрес учреждения:456574 Челябинская область, Еткульский район, с.Еманжелинка, ул.Алое поле 1в. Телефон: (835145)93-4-50.
Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz