Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 03.07.2024, 10:46

МКОУ "Еманжелинская С(К)ОШ "

Меню сайта
Категории раздела
разработки уроков [20]
воспитательские занятия [11]
рабочие программы [52]
общешкольные праздники [13]
из опыта работы [1]
Доклады [5]
портфолио [2]
предметные недели [3]
планы по самообразованию [0]
классное руководство [12]
Прочее [6]
Проектная работа [2]
Надомное обучение [1]
консультация психолога [9]
Циклограмма рабочего времени [8]
Статистика

Онлайн всего: 22
Гостей: 22
Пользователей: 0

Каталог файлов


Рабочая программа, учитель: Сидорова В.Ю.
20.10.2013, 23:02
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных презентаций, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Содержание программы учебного курса.
Обогащение и уточнение словаря. Называние предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале по образцу и показу, потом со словесной инструкцией.
Участие в беседе. Развитие вопросно-ответной, диалогической речи, связного высказывания.
• Сезонные изменения в природе. Погода (дни ясные, солнечные, пасмурные, идет дождь, снег). Погода сегодня, вчера. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме), отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, лед, мороз, снежинки, птицы зимой, подкормка птиц; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек.
Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, буфет или столовая, гардероб.
Классная комната. Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой. Поддерживание порядка в классе. Обязанности дежурного.
Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.
Игрушки. Кукла, мишка, пирамидка, машины и др.
Учебные вещи и игрушки. Сравнение.
• Семья. Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.
• Одежда. Школьная форма девочек (платье, фартук), школьная форма мальчиков (пиджак, брюки, рубашка). Уход за школьной формой (чистка сухой щеткой, хранение).
• Обувь. Туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Уход за обувью (чистка щеткой, протирка).
• Овощи. Помидор, огурец или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.
• Фрукты. Яблоко, груша или другие. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу
• Комнатные растения. Любое на выбор. Узнавание и называние. Уход (полив).
• Домашние животные. Кошка, собака. Узнавание, называние. Внешний вид, повадки, пища. Сравнение. Какую пользу кошка и собака приносят человеку, как заботится о них человек.
• Дикие животные. Волк, лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание.
• Птицы. Голубь или другие местные птицы. Внешний вид. Где живет, чем питается. Какую пользу приносит человеку.
• Охрана здоровья. Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытье рук).
Повторение пройденного.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
• Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений .
• Экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.
• Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями. Сбор семян для подкормки птиц.

Перечень компонентов учебно-методического комплекса.
1. Учебный комплекс:
- Учебник «Развитие речи» Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова Москва «Аркти» 2003
2. Учебно-методические пособия:
- «Планирование уроков развития речи в 1 классе специальных (коррекционных) школ YIIIвида» Е.Д. Худенко, Д.И. Барышникова, Москва 2003
- «Природа и мы» С.Г. Шевченко, Ассоциация XXI век Смоленск 2003
- «Природа Южного Урала» Е.В. Григорьева, Челябинск Южно-Уральское книжное издательство 2001
- Рабочая тетрадь «Русский язык» М.В. Стрекалова Челябинск «Взгляд» 2003
- «Хрестоматия по литературе родного края», «Взгляд» Челябинск 2002
3. Цифровые образовательные ресурсы:
Презентации
- Овощи
- Сезонные изменения в природе
- Зоопарк
- Кто такие звери
- Кто такие птицы
- Насекомые (знакомство)
- О белке
- О медведе
4.Демонстрационное оборудование:
- предметные картинки;
- сюжетные картинки;
- серия картинок «Четвёртый лишний»;
- учебные принадлежности и игрушки;
- трафареты листьев, овощей, фруктов, животных, птиц;
- карточки геометрических форм;
- натуральные овощи и фрукты;
- термометр;

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших программу.

Учащиеся должны уметь:
• называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
• участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
• составлять простые нераспространенные предложения;
• распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Учащиеся должны знать:
• названия изучаемых предметов, части предметов.

Календарно-тематический план

п/п Тема урока Кол-во Тип урока Основные термины и понятия Учебно-дидактическое обеспечение НРК Коррекционная работа Дата
1 четверть (9 часов) Экскурсий –(2 часа) НРК-0
1. Беседа на тему «Вот и лето прошло». 1 Вводный урок Картины о лете Коррекция внимания, памяти на основе упражнения «Слушай внимательно» 03.
09
2. Школа. Школьное здание. Классы, коридоры, зал, столовая, гардероб. Экскурсия по школе. 1 Урок совершен-ствования ЗУН Столовая,
гардероб Иллюстрации
учебника Коррекция зрительно¬-прост-ранственной ориентировки, мышления, памяти в ходе задания «Найди место картинкам в здании школы и «поселите» картинку на нужный этаж» 10.
09
3. Классная комната: стены, потолок. Пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф.
Правильная посадка за партой. 1 Урок
изучения
нового
материала Посадка за партой Парные картинки, картинка с изображением учителя и учеников Коррекция мышления, памяти, простран¬ственной ориенти¬ровки «Что находится в классе» 17.
09.
4. Дежурные в клас-се. Обязанности дежурного 1 Урок
изучения
нового
материала Дежурный Предметные
картинки Коррекция мышления в ходе игры «Назови любое слово, подходящее по смыслу к слову «класс» 24.
09.
5. Учебные принадлежности. Их назначение, обращение с ними. Урок обобщения и система-тизации Класс, парта, стол, доска, учебник, шкаф Учебные при-надлежности Коррекция мышления на основе игры «Четвёртый лишний» 01.
10.
6. Игрушки: кукла, мишка, пирамидка, машины. 1 Урок обобщения и система-тизации Пирамидка,
матрёшка Игрушки, учебные при-надлежности, картинки с изображением игрушек Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении 08.
10.
7. Игрушки и учебные принадлежности. Сравнение. 1 Урок зак-репления знаний Учебные
принадлеж-ности Игрушки, учебные при-надлежности, серия карти-нок «четвёр-тыйлишний» Коррекция мышления на основе упражнений в классификации 15.
10.
8. Экскурсия в природу с целью наблюдения за изменениями в природе. 1 Урок совершен-ствования ЗУН Листопад,
окраска
листьев,
термометр Мешочки для сбора семян, коробка для сбора опавших листьев. Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании, мышления - на основе упражнений в установлении логических связей 22.
10.
9. Признаки осени. 1 Урок
изучения
нового
материала Признаки осени, трафарет листа Иллюстрации начала, середины и конца осени; трафареты листьев клёна, берёзы, дуба, осины, рябины Коррекция звуковой стороны речи 29.
10.
2 четверть (7 часов) НРК (2 часа)
10. Овощи: помидор, цвет, форма, величина, вкус, запах. Употребление в пищу. 1 Урок обобщения и система-тизации Овощи, сочный, трафарет, томатный сок Картинки с изображениями овощей, сбора урожая; карточки- сим-волы; трафареты помидоров, огурцов, свеклы, картофеля + Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении 12.
11.
11. Овощи: огурец. Цвет, форма, величина, запах. 1 Урок обобщения и система-тизации Овощи, овальный, трафарет, запах, величина Карточки геометрических форм, картинки с изображения-ми овощей, свежий огурец, трафареты Коррекция мышления на основе игры «Волшебный мешочек» 19.
11.
12. Овощи: употребление в пищу. 1 Урок обобщения и система-тизации Круг, овал Набор овощей и фруктов;
геометрические
фигуры разной
формы, цвета;
цветные полос-ки разного цве-та;сюжетные картинки;
овощи Коррекция памяти, мышления на основе упражнения «Чудесный мешочек» 26.
11.
13. Фрукты: яблоко. Цвет, форма, вкус, величина, запах. 1 Урок обобщения и система-тизации Фрукты, фруктовый сад Яблоко натураль¬ное; картинки с изображениями овощей и фруктов; картинка «Фрукто¬вый сад» + Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании 03.
12.
14. Фрукты: груша. Цвет, форма, вкус, величина, запах. 1 Урок обобщения и система-тизации Груша, фрукто¬вый сад, продол-говато-оваль¬ная, ароматная Разрезная картинка с изображением груши Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании 10.
12.
15. Фрукты: сравнение и употребление в пищу. 1 Урок обобщения и система-тизации Употребление в пищу Предметные картинки, изображающие разные виды груш, яблок Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении 17.
12.
16. Комнатные растения: герань. Узнавание и называние. 1 Урок совершен-ствования ЗУН Герань Комнатные
растения Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении 24.
12.
3 четверть (9часов)
НРК (2 часа) Экскурсия –(1час) Пр. работа – (1час)
17. Уход за комнатными растениями (практическое занятие) 1 Урок совершен-ствования ЗУН Комнатные
растения Цветы, вода, тряпочки,лейки Коррекция и развитие зрительного восприятия, памяти на основе упражнения в назывании и определении частей растения
18. Изменения в природе зимой (экскурсия). 1 Урок совершен-ствования ЗУН Снежинка, мороз, холод, термометр Корм для птиц, термометр для измерения температуры воздуха Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе
19. Признаки зимы. 1 Урок изучения нового материала Признаки зимы; времена года; снегопад Картины о зиме Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
20. Птицы: голубь. Внешний вид, где живет, питание. . 1 Урок обобщения и система-тизации Голубь Картинка
изображения
голубя Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании
21. Зимующие птицы. Внешний вид. Подкормка. 1 Урок обобщения и система-тизации Голубь,воро-бей,
ворона,
снегирь,
синица: птицы;
зимующие,
перелётные,
подкормка Корм для птиц, картинки
изображения птиц; набор головных обручей с картинками птиц + Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании
22. Домашние животные: кошка. 1 Урок обобщения и система-тизации Домашние
животные,
лижет,
умывается,
выгибает
спинку Предметные
картинки Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе
23. Домашние животные: собака 1 Урок обобщения и система-тизации Лает, сторожит, спасает людей Предметные картинки с изображением домашних животных Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
24. Дикие животные: волк. Внешний вид, образ жизни, питание. 1 Урок обобщения и система-тизации Дикие животные, морда, лапы, хвост, хищный зверь, волчата Трафареты фигурок собаки и кошки, вложенные в конверты; иллюстрации . Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
25. Дикие животные: лиса. Внешний вид, образ жизни, питание. 1 Урок обобщения и система-тизации Лисята, крадется, рыжая и черно- бурая Предметные и
сюжетные
картинки + Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей
4 четверть (8 часов) Экскурсии – (2 часа) Пр. работа – (2 часа)
26. Дикие и домашние животные. Сравнение. 1 Урок закрепле-ния знаний Предметные картинки диких и домашних животных
Коррекция мышления на основе упражнений в сравнении
27. Экскурсия в весенний лес - прилет птиц. Признаки весны. 1 Урок совершен-ствования ЗУН Прилет птиц, ранняявесна,поздняявесна,сосульки, таетснег,почки, проталины Корм для птиц, термометр, картинки «Времена года», трафареты Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-
следственных связей; коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании
28. Семья: мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры. 1 Урок обобщения и система-тизации Семья;
члены
семьи Сюжетные картинки; фланелеграф и фигурки членов семьи на . бархатной бумаге; стрелка Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении
29. Одежда: школьная форма девочек, мальчиков. 1 Урок обобщения и система-тизации Форма,
одежда Предметные картинки- одежда Коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно- следственных связей
30. Уход за одеждой.
Практическая работа по уходу за одеждой. 1 Урок совершен-ствования ЗУН Щетка, уход за одеждой Картинки для
сравнения;
сюжетные
картинки;
разборный макет«Пальто» Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе, классификации
31. Обувь: туфли, ботинки, тапочки, сапоги. Практическая работа по уходу за обувью. 1 Урок совершен-ствования ЗУН Обувь:
кроссовки,
туфли,
ботинки Предметные картинки; щётка, образцы обуви, крем для обуви Коррекция вербальной и зрительной памяти на основе упражнений в запоминании; коррекция мышления на основе упражнений в классификации
32. Охрана здоровья: части тела человека. Уход за телом. 1 Урок изучения нового материала Здоровье,
части
тела Пластмассовая кукла, лист ватмана, части тела бумажной куклы, клей, ножницы . Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании; Коррекция мышления на основе упражнений в анализе-синтезе
33. Здравствуй, лето красное! Экскурсия. 1 Урок совершен-ствования ЗУН Картинки о лете, иллюстрации «Времена года» Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей

Национально-региональный компонент
№ урока № п/п Тема урока Содержание НРК Источник
10. 1. Овощи: помидор, цвет, форма, величина, вкус, запах. Употребление в пищу Овощи нашего края. «Хрестоматия по литературе родного края», «Взгляд» Челябинск 2002 стр.8-9, стихотворение «Во саду, ли в огороде»
13. 2. Фрукты: яблоко. Цвет, форма, вкус, величина, запах. Фрукты нашего края. «Хрестоматия по литературе родного края», «Взгляд» Челябинск 2002 стр. 15, стихотворение «Яблоня».
21. 3. Зимующие птицы. Внешний вид. Подкормка. Зимующие птицы в нашем крае. «Хрестоматия по литературе родного края», «Взгляд» Челябинск 2002 стр. 48 стихотворение «Снегири».
25. 4. Дикие животные: лиса. Внешний вид, образ жизни, питание. Животные лесов Челябинской области. Е.В. Григорьева «Природа Южного Урала». Стр.73 «Хищные животные».
Категория: рабочие программы | Добавил: vera
Просмотров: 514 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Адрес учреждения:456574 Челябинская область, Еткульский район, с.Еманжелинка, ул.Алое поле 1в. Телефон: (835145)93-4-50.
Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz