Главная | Регистрация | Вход | RSSСреда, 03.07.2024, 10:49

МКОУ "Еманжелинская С(К)ОШ "

Меню сайта
Категории раздела
разработки уроков [20]
воспитательские занятия [11]
рабочие программы [52]
общешкольные праздники [13]
из опыта работы [1]
Доклады [5]
портфолио [2]
предметные недели [3]
планы по самообразованию [0]
классное руководство [12]
Прочее [6]
Проектная работа [2]
Надомное обучение [1]
консультация психолога [9]
Циклограмма рабочего времени [8]
Статистика

Онлайн всего: 25
Гостей: 25
Пользователей: 0

Каталог файлов


Рабочая программа, учитель: Сидорова В.Ю.
[ Скачать с сервера (56.5 Kb) ]20.10.2013, 23:04
Учебный предмет «Живой мир» является специфическим для обучения школьников.
Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая обувиденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Содержание программы учебного курса

Неживая природа:
- Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, растениями и животными.
- Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. Найти в учебнике те объекты, которые наблюдали, назвать увиденные объекты, попытаться определить, какие из них живые, а какие нет.
- Когда можно увидеть на небе Луну? Занятия людей днём и ночью.
- Занятия взрослых и детей. Что можно увидеть ночью.
- Познакомить с понятием «сутки». Учить рассказывать о занятиях людей в течении суток.
- Познакомить со значением Солнца для планеты Земля, значением для растений.

Сезонные изменения (времена года):
- Выявить причину сезонных изменений осенью, зимой, весной, летом (с помощью схемы деревьев, данной в учебнике); познакомить с признаками осени, зимы, весны, лета.
- Познакомить с понятием «листопад».
- Учить выбирать одежду по погоде.
- Учить рассказывать о занятиях людей в разные времена года.

Растения:

- Учить делить растения на деревья, кустарники, травы, цветы.
- Дать понятие о строении растений: корень, лист, стебель, цветок. Учить различать эти части у разных растений.
- Познакомить с полевыми и садовыми цветами, учить различать цветы.
- Учить различать семена разных растений и определять растения по семенам.
- Учить называть плоды растений, рассказывать об их пользе, делить на фрукты и овощи.
- Учить рассказывать о том, что нужно растениям для жизни (свет, тепло, вода).
- Познакомить со способами приспособления растений к разным условиям жизни.

Животные:
- Познакомить учащихся с миром животных, делить животных на группы: звери, птицы, рыбы, насекомые.
- Учить выделять части тела животных: голову, туловище, ноги (лапы, плавники, крылья), хвост.
- Познакомить с различиями животных (форма тела, окраска, привычки и повадки, место обитания).
- Познакомить с названиями детёнышей животных; учить рассказывать о детёнышах.
- Познакомить с понятием «домашние животные», учить находить домашних животных на картинках.
- Познакомить с понятием «дикие животные», учить находить диких животных на картинках.
- Познакомить учащихся со способами приспособления(окраска, размеры) животных к различным условиям жизни.
- Познакомить учащихся со способами приспособления животных к разным временам года.
Человек:
- Учить различать людей по возрасту, полу.
- Познакомить с частями тела человека (голова, туловище, шея, руки, ноги).
- Познакомить с основными гигиеническими навыками людей. Практически выполнить умывание и чистку зубов.
- Изучать строение человеческого лица, основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши и т.д.)
- Формировать представление о глазах – органе зрения, их значении для человека. Определение строения глаза (брови, веки, ресницы), назначении каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении.
- Формировать элементарные представления о строении, работе и назначении органов слуха для человека. Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.
- Формировать у учащихся элементарные представления об органе обоняния и дыхания. Выяснить значение этого органа для жизни человека, правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний.
- Формировать элементарные представления о строении ротовой полости. Язык – орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Правила поведения во время еды. Правила ухода за ротовой полостью.
- Формирование представлений о такой способности человека, как осязание. Значение этого чувства для жизни человека. Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов, порезов.
- Формировать элементарные представления об опорно-двигательном аппарате человека, его значении и профилактике заболеваний. Можно провести исследование – сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.

Перечень компонентов учебно - методического комплекса.
1. Учебный комплекс:
Учебник «Живой мир» Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова Москва «Просвещение» 2011 год.

2. Учебно - наглядные издания:
«Природа Южного Урала» Е.В. Григорьева Челябинск 2001
3. Учебно-методические пособия:
Программно-методическое обеспечение к урокам «Окружающий мир» С.В. Кудрина Москва Владос 2010
«Хрестоматия по литературе родного края» Челябинск «Взгляд» 2002
4. Цифровые образовательные ресурсы:
http://levrakhlis.narod.ru\ zagadki.html
Презентации
-Эти забавные животные - Кто такие звери? - Растения
-Почему их так назвали? - Кто такие рыбы?- Фрукты
-Про кошек и собак - Кто такие насекомые? - Радуга
-Насекомые (знакомство) - Кто такие птицы?
- Короткие рассказы - Медведь
- Птицы и птенчики
5. Демонстрационное оборудование:
- предметные картинки;
- опорные схемы;
- иллюстрации учебника;
- глобус;
- серия картин «Времена года»
- плакат «Части тела человека»

Требования к уровню подготовки учащихся, успешно освоивших рабочую программу:
Учащиеся должны уметь:

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);
- участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;
- составлять простые нераспространенные предложения;
- распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Учащиеся должны знать:

- названия изучаемых предметов, части предметов.

Календарно-тематический план.
№ п/п Тема урока Кол-
во Тип урока Основные термины и понятия Учебно-дидактическое обеспечение НРК Коррекционная работа Дата
1 четверть (9 часов) Экскурсий – (2часа) НРК-(1час)
1. Введение. Объекты живой и неживой природы. Экскурсия. 1 Вводный урок Живая и неживая природа Иллюстрации в учебнике Коррекция и развитие памяти, мышления, мелкой моторики кистей рук в ходе выполнения задания «Нарисуй солнце» 06.09.
2. Земля и солнце. Значение солнца. Солнце и жизнь растений. 1 Изучение
нового
материала Планета, звезда, луна Иллюстрации,
глобус Коррекция и разви-тие связной устной речи, зрительных восприятий, мышле-ния на основе упраж-нения «Составь рас-сказ по рисункам» 13.09.
3. День и ночь. Небо днём и ночью. 1 Изучение
нового
материала день, ночь, небо иллюстрации Коррекция и разви-тие мышления, зри-тельного восприя-тия, памяти на осно-ве упражнения «Что изменилось?» 20.09.
4. Сутки. Занятия людей в течении суток. 1 Урок совер-шенствова-ния ЗУН Сутки, утро, день, ночь, вечер иллюстрации Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Какая часть суток пропущена?» 27.09.
5. Обобщение полученных знаний по теме «Неживая природа». 1 Урок
обобщения
и система-тизации Растениям нужны свет и тепло Коррекция и развитие связной устной речи, зрительныхвосприя-тий, мышления на основе упражнения «Составь рассказ по рисункам» 04.10.
6. Осень. Признаки осени. Экскурсия. 1 Урок совер-шенствова-ния ЗУН Времена года, осень. Листопад, ясно, облачно, пасмурно Картина
«Времена
года»,
опорные
схемы + Коррекция и развитие связной устной речи, зрительныхвосприя-тий, мышления на основе упражнения «Составь рассказ об осени, опираясь на опорные знаки» 11.10.
7. Занятия и одежда детей осенью. Обобщение знаний по теме «Осень». 1 Урок совер-шенствова-ния ЗУН Одежда, урожай, грибы Картина
осени Коррекция и развитие зрительных восприятий, мышления на основе упражнения «Выбери и назови вещи для прогулки» 18.10.
8. Растения.Строение, различие и сходство растений. 1 Изучение
нового
материала Ствол, корень, стебель, листья, корни, цветок, лес Плакат
«Строение
дерева» Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упр-я «Чем похожи, чем отличаются?» 25.10.
9. Разнообразие цветов. Семена. 1 Изучение
нового
материала Семена, свет, тепло, вода Семена
растений Коррекция и разви-тие мышления, зри-тельного восприя-тия, памяти на осно-ве упражнения «Сравни цветы» 01.11.
2 четверть (7 часов) Экскурсий – (1час) НРК - 0
10. Плоды растений. Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. 1 Изучение
нового
материала Овощи, фрукты, плоды Картинки овощей и фруктов Коррекция и разви-тие мышления, тактильного восприятия, памяти на основе упражне-ния «Чудесный мешочек» 15.11.
11. Приспособление растений к разным условиям жизни. Обобщающий урок. 1 Урок совер-шенствова-ния ЗУН Жаркие страны, части растений Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Назови части растений» 22.11.
12. Животные. Строение и сходство животных. 1 Изучение
нового
материала Г олова,
туловище, ноги, хвост, лапы Картинки
животных Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Назови животное» 29.11.
13. Различие животных. Детёныши животных. 1 Изучение
нового
материала Шерсть, перья, чешуя Картинки
животных Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Найди и покажи птиц, рыб, насекомых» 06.12.
14. Домашние животные. 1 Изучение
нового
материала Приручили,
домашние
животные Картинки
домашних
животных Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Найди домашних животных» 13.12.
15. Зима. Признаки зимы. Экскурсия. Урок совер-шенствова-ния ЗУН Зима, снегопад, снег, снежинки, воробей, ворона, заяц, берлога, медведь Картина
зимы,
опорные
знаки Коррекция и развитие связной устной речи, зрительныхвосприя-тий, мышления на основе упражнения «Составь рассказ о зиме по опорным знакам» 20.12.
16. Одежда и занятия детей зимой. Обобщение знаний по теме «Зима». Урок совер-шенствова-ния ЗУН одежда Предметные
картинки Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Что пригодится детям зимой?» 27.12.
3 четверть (9 часов) Экскурсий - (1час) НРК – (1 час)

17. Дикие животные. 1 Изучение
нового
материала Дикие животные, нора, дупло Картинки
диких
животных Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Найди, где чей дом» 17.01.
18. Приспособление животных к различным условиям жизни. 1 Изучение
нового
материала Окраска,
холодные страны, жаркие страны Картинки
животных Коррекция и развитие мыш¬ления, зрительного воспри-ятия, памяти на основе упра¬жнения «Назови животное» 24.01.
19. Приспособление животных к временам года. Обобщающий урок. 1 Урок совер-шенствова-ния ЗУН Заяц, медведь Схемы,
картинки
животных Коррекция и развитие мыш¬ления, зрительного восприя¬тия, памяти на основе упраж-нения «Покажи и назови животных» 31.01.
20. Человек. Части тела человека. 1 Изучение
нового
материала Люди, возраст, пол, части тела Плакат «Части тела человека» Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Покажи на рисунке части тела человека» 07.02.
21. Знакомство с основными гигиеническими навыками. 1 Изучение
нового
материала гигиена Иллюстрации
учебника Коррекция и развитие мышления, зрительных восприятий, памяти в ходе выполнения упражнения «Что нужно взять, чтобы принять душ» (по картинкам) 14.02.
22. Лицо человека. Основные части лица. 1 Изучение
нового
материала лицо Зеркало,
плакат Коррекция и развитие мышления, зрительных восприятий, памяти, мелкой моторики кистей рук в ходе выполнения упражнения «Нарисуй свой портрет»
28.02.
23. Орган зрения - глаза. Внешнее строение. Забота о зрении. 1 Изучение
нового
материала Орган зрения - глаза плакат Коррекция и развитие мыш¬ления, зрительных восприя¬тий, памяти в ходе выполне¬ния упражнения «Кому при¬надлежат глаза на рисунке» 07.03.
24. Весна. Признаки весны. Экскурсия. 1 Урок совер-шенствова-ния ЗУН Весна, ручьи, почки, сосульки, жук, бабочка, грач, скворец, гнездо, листья, перелётныептицы Опорные
схемы Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Узнай растение» 14.03.
25. Одежда и занятия детей весной. Обобщение знаний по теме «Весна». 1 Урок совер-шенствова-ния ЗУН Вещи Предметные
картинки + Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Назови нужные вещи?» 21.03.
4 четверть (8 часов) Экскурсий – 0 НРК – (1час)
26. Орган слуха - уши. Строение и значение органов слуха. 1 Изучение
нового
материала Уши, слух плакат Коррекция и развитие мыш¬ления, слухового восприятия, памяти в ходе выполнения упражнения «Кто спрятался в домиках, угадай по голосу» 04.04.
27. Орган обоняния - нос. Значение для человека. Правила ухода. Профилактика простудных заболеваний. 1 Изучение
нового
материала Нос, запахи,
обоняния,
дыхания плакат Коррекция и развитие мышления, зрительных восприятий, памяти в ходе выполнения упражнения «Угадай по картинке» 11.04.
28. Рот. Ротовая полость. Язык. Правила поведения во время еды. 1 Изучение
нового
материала Рот, язык, пасть плакат Коррекция и развитие мышления, зрительных восприятий, памяти, мелкой моторики кистей рук в ходе выполнения упражнения «Что выберут девочка и мальчик?» 18.04.
29. Орган осязания - кожа. Уход за кожей. 1 Комбиниро-ванный урок Кожа, внутренние органы, порез, ожог Бинт, йод, вата Коррекция и развитие мышления, зрительных восприятий, памяти в ходе выполнения упражнения «Окажи помощь при порезе» 25.04.
30. Осанка. Скелет и мышцы человека. 1 Изучение
нового
материала скелет, мышцы, осанка Плакат
«Скелет
человека» Коррекция и развитие тактильного восприятия в ходе выполнения упражнения «Нащупай мышцы под кожей» 02.05.
31. Обобщение и закрепление знаний по теме «Человек». 1 Урок
обобщения
и
закрепления
ЗУН Предметные
картинки Коррекция и развитие мышления, зрительных восприятий, памяти, связной устной речи в ходе выполнения упражнения «Составь рассказ по картинке» 16.05.
32. Лето. Признаки лета. 1 Урок совер-шенствова-ния ЗУН Лето, цветы, насекомые Картинки:
насекомые,
ягоды + Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Помоги детям добраться до дома и спрятаться от дождя» 16.05.
33. Одежда и занятия детей летом. Обобщение знаний по теме «Лето». 1 Комбиниро-
ванный
урок игрушки Предметные
картинки Коррекция и развитие мышления, зрительного восприятия, памяти на основе упражнения «Выбери одежду, которая нужна летом» 23.05.

Национально - региональный компонент.
№ п/п № урока Тема урока Содержание НРК Источник
1. 6. Осень. Признаки осени. Осень на Южном Урале. «Хрестоматия по литературе родного края». А.Б. Горская, Н.А. Капитонова, «Взгляд» 2002 стр. стр. 84
2. 32. Лето. Признаки лета. Знакомство с творчеством Н.А. Капитоновой «Какого цвета лето?». «Хрестоматия по литературе родного края». А.Б. Горская, Н.А. Капитонова, «Взгляд» 2002 стр. стр. 47
3. 8. Растения. Строение, сходство и различие растений. Растения лесов Челябинской области. Осина. «Природа Южного Урала» Е.В. Григорьева, Челябинск 2001. Стр. 65 Осина
Категория: рабочие программы | Добавил: vera
Просмотров: 445 | Загрузок: 44 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта

Адрес учреждения:456574 Челябинская область, Еткульский район, с.Еманжелинка, ул.Алое поле 1в. Телефон: (835145)93-4-50.
Copyright MyCorp © 2024
Сайт создан в системе uCoz