Тема урока: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Тип урока: изучение нового материала
Цель: познакомить учащихся с биографией Н. А. Некрасова и его произведением «Мужичок с ноготок», раскрыть основную идею произведения.
Задачи:
Обучающие:
- учить школьников анализировать поэтическое произведение;
- учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации;
- формировать представления об историческом прошлом;
- учить работать с произведением, ориентироваться в тексте;
- учить рассуждать, выражать своё отношение к героям и их поступкам;
- обогащать словарный запас учащихся.
Развивающие:
- пробуждать интерес к истории своей Родины;
- развивать познавательную активность детей;
- развивать устную речь учащихся.
Воспитывающие:
- воспитывать патриотизм;
- формировать чувство сопричастности к историческому прошлому нашей Родины;
- прививать интерес к книге, к чтению;
- раскрыть нравственный смысл произведения;
- воспитывать эстетические чувства;
- воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки учащихся;
- воспитывать чувство товарищества.
Оборудование:
- учебник «Чтение», 4 класс
- портрет Н.А. Некрасова
- компьютерная презентация
- компьютер, мультимедийный проектор, экран;
- репродукция картины Владимира Егоровича Маковского "Крестьянские дети"
- выставка книг с произведениями Н.А. Некрасова
Ход урока.
- Организационный момент. Слайд 1
- Прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Улыбнитесь друг другу, пожмите друг другу руки, пожелайте хорошего настроения. Проверьте свою готовность к уроку.
II. Актуализация знаний, умений, навыков.
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?
- Будем читать стихи, говорить об их авторе, разбирать содержание произведения, высказывать своё мнение о произведении и его героях.
III. Проверка домашнего задания. Слайд 2
- Что было задано на дом? щелчок
- О ком читали в произведении? щелчок
- коротко рассказать содержание рассказа? щелчок
- Из чего вы поняли, что Филипку очень хотелось учиться? щелчок
- чтение 4 части по ролям. щелчок
- итог: Хорошо запомнили содержание произведения. Кто из вас похож на мальчика?
IV. Открытие новых знаний.
1. - Сегодня мы продолжим говорить о жизни детей прошедших лет. Слайд 3
- Автор нашего сегодняшнего произведения – Николай Алексеевич Некрасов. Слайд 4
2. Рассказ о биографии поэта – Некрасов Николай Алексеевич - знаменитый поэт. Принадлежал к богатой семье Ярославской губернии; родился 22 ноября 1821 г. в Винницком уезде, Подольской губернии. Слайд 5
Это был человек, много испытавший на своем веку. Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасова, деревне Грешневе, Ярославской губернии.
Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестер), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили его взять место исправника. Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Но, улучив удобную минуту, мальчик убегал через лазейку в заборе к своим деревенским друзьям, уходил с ними в лес, купался с ними в речке. Поэтому ему было известно все о бедном житье крестьянских детей.
В 1832 г. Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошел до 5 класса. Учился он плоховато, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 г.
16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк. Дело было почти налажено, но встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрег угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет.
С 1839 по 1841 г. пробыл Некрасов в университете, но почти все время уходило у него на поиски заработка. Николай Алексеевич терпел нужду страшную. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал "практиком" не в лучшем значении этого слова. Дела его скоро устроились: он давал уроки, писал статейки в "Литературном прибавлении к Русскому Инвалиду" и "Литературной Газете", сочинял для лубочных издателей азбуки и сказки в стихах, ставил водевили на Александрийской сцене. Звуками мести и печали о народном горе не исчерпывается, однако, все содержание поэзии Некрасова. Если может идти спор о поэтическом значении "гражданских" стихотворений Некрасова, то разногласия значительно сглаживаются и порой даже исчезают, когда дело идет о Некрасове как об эпике и лирике.
В 1863 г. появилось самое выдержанное из всех произведений Некрасова - "Мороз Красный Нос". Поэма рисует только светлые стороны крестьянской натуры, но все-таки, благодаря строгой выдержанности величавого стиля, в ней нет ничего сентиментального. По общему складу к "Морозу Красному Носу" примыкает раньше написанная прелестная идиллия "Крестьянские дети" (1861).
Ожесточенный певец горя и страданий совершенно преображался, становился удивительно нежным, мягким, незлобивым, как только дело касалось женщин и детей.
В 1876 году поэт заболел и умер.
Слайд 6 После смерти ему поставили много памятников. 3 щелчка
3. Сообщение темы урока.
А) - С какими произведениями автора мы уже знакомы? Слайд 7
( выставка его книг)
- Некрасов много играл с детьми. А как вы думаете – о ком он сочинял свои стихи?
- Некрасов писал о трудной жизни детей. Слайды 8, 9, 10
- Сегодняшнее стихотворение «Мужичок с ноготок». Слайд 11
Б) - "Мужичок с ноготок" любим многими поколениями людей. Народные умельцы вырезали его из дерева, Изображали на картинах. Мужичок с ноготок – есть даже на ковре.
Слайды 12, 13, 14
Физ. минутка Слайд 15
А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли!
Руки в стороны, вперед.
Потянулись и нагнулись,
В исходное положение вернулись!
Повернулись влево - вправо, вправо-влево!
Тихо сели. Вновь за дело.
В) Словарная работа: слайд 16
- Студёная зимняя пора щелчок
- Воз хвороста щелчок
- Шествуя важно щелчок
- Овчинный полушубок щелчок
- Дровосек щелчок
- Малюточка щелчок
Г) Чтение произведения театральным актёром слайд 17
Задание – услышать имя мальчика
Д) Чтение про себя слайд 18
Задание – найти слова автора, мальчика, рассказчика.
Е) Чтение хором вслух слайд 19
Ж) Чтение по ролям слайд 20
V. Закрепление изученного материала. Слайд 21
- О ком читали стихотворение? щелчок
- Как разговаривает мальчик с незнакомцем? щелчок
( как с равным)
- Как разговаривает герой-рассказчик с мальчиком? щелчок
( как со взрослым)
VI. Итог урока. Слайд 22
- Назовите тему нашего урока.
- Понравилось ли вам произведение?
- Какое отношение к мальчику вызывает стихотворение?
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение?
( Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне с взрослыми)
- Что заставило вас улыбнуться при чтении произведения?
VII. Домашнее задание. Слайд 23
- Выучить это стихотворение наизусть.
- Как будете учить наизусть? (с выражением, с интонацией, с соблюдением пауз).
Слайд 24
VIII. Рефлексия (формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность учащихся, учиться определять успешность выполнения задания в диалоге с учителем): Дети оценивают свою работу с помощью яблочек на «Дереве знаний». |