Урок развития речи
«Домашние птицы: утка, курица.
Основные части тела, питание, уход за курами и утками»
Цель: уточнить и расширить представление учащихся о группах домашних птиц на основе знакомства с курицей и уткой.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о домашних птицах: курах и утках;
- расширить знания учащихся о внешних признаках и повадках кур и уток;
- расширять кругозор, пополнять и активизировать словарный запас учащихся, вводить новые слова из пассивного в активный.
Коррекционно-развивающие:
- коррекция мышления на основе упражнений в установлении причинно-следственной связи;
- отработка словообразовательных навыков: упражнение в составлении развёрнутой фразы по графическим опорам;
- развитие связной устной речи учащихся через составление рассказов – описания;
- развивать произвольное внимание, наблюдательность, память;
- развивать умение выражать свои чувства и эмоции.
Воспитательные:
- формировать интерес к предмету, изучению жизни животных;
- воспитание эмоциональной адекватности поведения;
- воспитывать любовь и заботливое отношение к животным.
Оборудование: осколочные картины курицы и утки; магнитные карточки с названием частей тела курицы, произведение К.Д. Ушинского «Курица и утята», шаблоны курицы и утки, авторская презентация.
Ход урока.
№ п/п
|
Этап урока
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
|
Орг. момент.
Мотивация к учебной деятельности.
|
- Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре –
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим. Слайд 2
- Желаю вам, ребята хорошей работы на уроке.
|
Садятся на места.
|
|
|
Беседа:
- Какой сейчас урок?
- Чему учимся на уроке развития речи?
- Может ли это пригодиться вам в жизни?
-Хотите узнать больше об окружающем мире?
Так вперёд со мной за знаниями.
|
Отвечают на вопросы.
|
|
Повторение и обобщение пройденного материала.
|
Упражнение по коррекции мышления: слайд 3
— Соотнесите слова и понятия:
природа — галка, дрозд, синица;
человек — вода, воздух, солнце, растения;
животные — руки, ноги, голова, туловище;
птицы — комар, кошка, корова, собака.
|
Соединяют стрелочками слова и понятия, доказывая верность своего ответа.
|
|
Сообщение темы и цели урока.
|
Проблемное задание с недостающими данными.
- Угадайте, про кого сегодня будем говорить: слайд 4
- Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят. ( птицы)
- Сегодня мы с вами поговорим о птицах, а о каких, вы узнаете, если правильно соберёте пазлы (учащиеся работают в группах).
-Молодцы! Слайд 5
- О каких же птицах пойдёт речь сегодня на уроке?
- Сейчас я загадаю вам загадки об этих птицах. Что вы узнаете об этих птицах из загадок?
- Съем червя, попью водицы, слайд 6
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу. (Курица)
- Плавать в речке ей не лень, слайд 7
Нырять и крякать целый день:
- Ну, отдохни хотя б минутку!
Кто без воды не может? (Утка)
- Почему курицу и утку называют птицами?
- К какой группе птиц они относятся?
- Назовите тему урока.
Тема урока (на слайде помещается тема урока):
Слайд 8
Домашние птицы: курица и утка.
-Сегодня поговорим об особенностях этих птиц.
-Также вы продолжите учиться составлять рассказ, задавать вопросы и отвечать на них полными красивыми предложениями; будете учиться быть заботливыми.
-Будьте внимательными, активными и у вас все получится отлично!
|
Отгадывают загадку
Собирают картинку из пазлов
Отвечают на вопрос
( о курице и утке)
Отгадывают загадки, определяют особенности данных птиц
Определяют тему урока.
|
|
Работа по теме урока.
- Просмотр фильма о разведении кур и уток.
- Беседа по просмотру фильма, словарная работа.
|
- Внимательно посмотрите фильм и послушайте рассказ.
Рассказ учителя, сопровождающий фильм: слайд 9
Домашние куры и утки – это первые домашние птицы, которые появились у человека. Произошли они от диких кур и уток.
Куры и утки бывают разных цветов. Они не умеют летать, потому что у них маленькие крылья и большое тело.
Едят куры и утки зерно и траву. Обязательно им дают овощи, потому что птицам нужны витамины, чтобы не заболеть.
Для содержания домашних птиц человек специально строит дом, который называется курятник или утятник. В курятнике куры любят сидеть на насесте – это длинные перекладины, жердочки.
Обязательно в домиках должно быть чисто, убрано, иначе птицы могут заболеть.
Люди давно поняли, что разводить домашних птиц выгодно, ведь они дают человеку яйцо, мясо, перо.
В нашем селе есть птицефабрика, где разводят кур и уток. Вы можете пойти туда работать, когда закончите школу.
- Во время просмотра фильма вы услышали новые слова: слайд 10
насест
курятник
наседка
- Что они обозначают?
- Прочитайте их.
|
Смотрят фильм и слушают учителя, запоминая информацию о разведении кур и уток.
Отвечают на вопрос,
объясняют значение слов.
Читают по одному, хором.
|
|
Физминутка.
|
- Пора и нам отдохнуть. Тихо встали. Слайд 11
Движения утят под музыку «Танец маленьких утят».
- Отдохнули. Тихо сели.
|
Танцуют под песню «Танец маленьких утят»
|
|
- Знакомство с семейством кур и уток.
|
- Назовите членов птичьих семей.
Куриная семья: слайд 12
- петух
- курица
- цыплёнок
Слайд 13
Утиная семья:
- утка
- селезень
- утенок
|
Называют членов семьи курицы и утки.
|
|
- Игра «Кто как голос подаёт»
|
- Условия игры – соединить стрелками картинку и действие. Слайд 14
- кукарекает
- крякает
- кудахчет
- пищит
- Как птичница зовёт кур и уток? Слайд 15
|
Находят пары слов – предмет и его действие.
Изображают голос птичницы (цып – цып – цып;
ути – ути – ути)
|
|
5 . Нахождение общих признаков кур и уток.
|
- Курица и утка – это домашние птицы. У них много общего и много различий.
- Что общего у этих птиц? Слайд 16
- Одинаковые части тела птиц:
- голова маленькая
- туловище
- лапки
- крылья
- оперение
- питание
- польза человеку
|
Отвечают на вопросы.
|
|
6. Нахождение отличий между курами и утками.
|
а) прослушивание произведения слайд 17
- Прослушайте произведение К.Ушинского «Курица и утята» ответьте на вопрос – чем отличается курица от утки?
(читает учитель)
Захотелось хозяйке развести уток. Купила она утиных яиц, положила под курицу и ждёт, когда у неё утята выведутся. Сидит курица на яйцах, терпеливо сидит, сойдёт ненадолго корма поклевать да опять на гнездо.
Высидела курица утят, рада, квохчет, по двору их водит, землю разрывает – корма ищет.
Вышла как-то курица со своим выводком за ограду, добралась до пруда. Увидали утята воду, все к ней побежали, один за другим вплавь пустились. Курица, бедная, по берегу бегает, кричит, утят к себе зовёт – боится, что они утонут.
А утята и рады воде, плавают, ныряют и вовсе не думают на берег выходить. Еле-еле хозяйка курицу от воды отогнала.
б) Беседа по содержанию.
- Кого решила развести хозяйка?
-Что она купила?
- Куда хозяйка положила утиные яйца?
- Зачем она их туда положила?
- Как кормила утят курица?
- Что случилось, когда курица с утятами пришли к пруду?
- Что делала курица, когда плавали утята?
- Чего курица боялась?
- Что делали утята?
- Чему учит рассказ?
|
Слушают произведение К.Д. Ушинского «Курица и утята».
Отвечают на вопросы по содержанию произведения.
- из утиных яиц выводятся только утята
|
|
Физминутка: "Вышла курочка гулять"
|
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней ребятки -
Желтые цыплятки.
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко,
Не ходите далеко,
Лапками гребите
Зернышки ищите»
|
Выполняют движения
- шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки
- щиплющие движения всеми пальцами каждой руки
- бегут всеми пальцами обеих рук
- хлопают в ладоши
- грозят пальцем ведущей руки
- гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола
- дети собирают зерна поочередно двумя пальцами каждой руки или обеих рук одновременно: большой – указательный, большой — средний и т.д.
|
|
7. Зарисовать в тетради контур курицы или утки.
|
- Обвести в тетради шаблон курицы или утки, подписать части тела. Слайд 18
|
Обводят шаблоны, подписывают части тела.
|
|
8. Закрепление пройденного материала.
|
Ещё раз вспомним содержание нового материала, выполнив следующие задания: Выберите правильный ответ на вопросы.
Слайд: К какой группе относятся куры и утки?
Слайд 19
а) насекомые
б) рыбы
в) птицы
г) домашние птицы
Слайд: Чем покрыто тело курицы и утки? Слайд 20
а) шерстью;
б) перьями;
в) чешуёй.
Слайд: Чем питаются куры и утки? Слайд 21
а) зерном;
б) травой;
в) сеном;
г) зерном и травой.
|
Выбирают правильный ответ, составляют распространённое предложение и отвечают.
|
|
Итог урока.
|
- О каких домашних птицах мы сегодня говорили на уроке? Слайд 22
- Назовите внешние сходства этих птиц.
- Назовите отличия птиц.
- Какую пользу приносят домашние птицы?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Где вам пригодятся эти знания?
|
|
|
Рефлексия
|
Слайд 23
|
|
|
|
Слайд 24
|
|
|